Иерусалимский Информационный Портал


Меню авторизацииВойти
   
 
Иерусалимская Афиша
Sorry, no events to display
Свежие материалы
Иерусалимский Информационный Портал
Праздники сегодня
Банки
bank_yahav.gif b_leumi.gif
b_discount.gif poalim.gif
b_igud.gif b_ozar.gif
merkantil.jpg b_mizrahi.gif
b_interl.gif masad.jpg
   
Многоконфессиальные храмы грядущего согласия

nask_kupol.jpg

Автор: М. В.  Комский

 

Вопреки разногласиям и конфликтам, в современном мире зарождается понимание перспективности сотрудничества народов и сближения религий. Опыт подвижничества в этом Направлении и реализации идеи "соверования" в храмовом строительстве отражен в этой статье.

 

 

 

Обзор экуменических движений современности

 

Среди многих аспектов этого сложного явления, в разделе будут изложены первые, еще робкие результаты согласия в религиозной и социальной сфере, а также между наукой, эзотерикой и искусством. Наряду с активно идущими процессами интеграции в хозяйстве, политике, культуре стран и народов, может быть, менее заметно, но сближаются также и религиозные движения человечества. Наиболее впечатляют результаты экуменической деятельности внутри христианского мира. Так, в течение 1959-1965 годов Ватикан (папа Иоанн XXIII и Павел VI) и Восточная Православная церковь (патриарх Афинагор Константинопольский) сняли на 2-ом Ватиканском Соборе взаимные анафемы знаменитого раскола между западной и восточной христианской церковью 11 века. В результате серии конференций (1925, 1927, 1937, 1946 годов) образован Всемирный Совет церквей (ВСЦ 1948 г.). Разработана тактика миротворчества между католиками, православными и протестантами без унижающих взаимных компромиссов. Предложена новая форма сугубых, многодневных совместных молитв (недельная и «Октава») согласия всех совестливых и смиренных верующих христиан1.

Впервые за многие века состоялся доброжелательный и плодотворный диалог между иудеями и христианами. В его основе – покаянное движение христиан Англии и США после 2-ой мировой войны, к которому затем присоединились ВСЦ и Ватикан, а также теория легитимности и взаимозависимости «Двух Заветов» Франца Розенцвейга (первая четверть 20 века)2. Он утверждал, что «Истина, во всей ее целостности не принадлежит ни им (христианам), ни нам (иудеям)… нам дано видеть ее саму, им – то, что она освещает. Бог не может обойтись без кого-либо из нас». Результаты полувекового диалога иудеев и христиан в следующем: лидеры христианства сняли ответственность с избранного народа за преследования основателя христианства, полностью реабилитировали иудаизм, отказавшись от теории и практики «презрения» и «вытеснения» иудаизма новым Израилем (Христианством), прекратив всякие проявления миссионерства и антисемитизма, в том числе исключив тенденциозные молитвы из богослужения3. Ряд богословов признали сотворенность основателя Христианства. «Бог и Его творения представляют собой две разные реальности, – пишет католический богослов Карл Райнер, – они не смешиваются даже в Иисусе при полном единстве в нем божественного и человеческого»4. Если не надо теперь наделять Сына свойствами Отца, значит отпадает главная причина разногласий между иудеями и христианами.

Серьезный вклад в современную интерпретацию Нового Завета сделали на рубеже 19 и 20 веков мистики Востока и Запада. Суть их трактовки Евангельских событий – в очищении священных эпизодов от устаревших и суеверных наслоений, в согласовании откровений с фактами науки и возвышении Благой Вести о спасении мира и человечества, как грядущего акта общемирового значения. Так на деле осуществляется процесс сближения религий Востока и Запада5. В свою очередь, западное религиоведение серьезно вникает в духовное содержание вероучений Востока. Лучшие университеты развитых стран открыли специальные факультеты востоковедения, где подготавливаются специалисты: буддологи, индологи, китаеведы. Мистические учения Индии оказали в свое время серьезное влияние на формирование суфизма – мистики Ислама6.

Из среды шиитов в середине 19 века выделилось новое вероучение экуменического толка – Бахаизм, который к настоящему времени более всего распространен в Индии (там проживают ныне около трети всех бахаистов). По мнению известного сектолога Уолтера Мартина «Бахаизм является… синкретической (синтезирующей) религией, нацеленной на объединение всех вероисповеданий во всемирное братство и дающее в результате людям право… придерживаться основных великих истин мировых религий…»7. Жизненно важные принципы для достижения этого мирового единства: признание общего источника всех основных религий мира; самостоятельный поиск истины каждым верующим; отказ от всех видов предрассудков (расовых, национальных, религиозных, классовых, политических); признание того, что истинная религия всегда находится в гармонии с разумом и научным знанием; последовательное создание новой мировой цивилизации на основе приоритета принципов духовности. Концепция Бога в бахаизме строго монотеистична и трансцендентна. Основатели такого общечеловеческого, новаторского религиозного движения – Баба и Баха-Аллах были самыми настоящими подвижниками духа. Их вероучение значительно опередило свое время (середина, последняя треть XIX века) и дало, казалось бы, недосягаемый образец, если учесть повсеместное распространение религиозного сепаратизма (особенно среди протестантов), а также застой почти во всех конфессиях и победное шествие атеизма.

Понятно, что процесс согласия между религиями мира проходит сложно, противоречиво и потребуются, видимо, века, чтобы экуменическое движение укоренилось и дало плоды искреннего и добровольного согласия. Что обнадеживает? В истории были редкие, но не единственные случаи содружества эзотерически просвещенных, творческих богословов, раввинов и имамов. Это было в XIII в., в Барселоне. Тогда мятежный раввин А. Абулафия, обучавший неевреев и женщин Каббале, создал очаг братолюбия. В его группу входили ученый Арман де Вилленев и христианский эзотерик Раймонд Луллип. Последний написал «Беседы трех мудрецов» (христианина, иудея и мусульманина), которые в отличие от «Ал-Кузари» Иехуды-ха-Леви превозносившего иудаизм, прославлял в угоду Творцу гармонию и согласие между религиями одного корня. «Беседы…» остаются недосягаемой вершиной средневековой терпимости и гуманизма. Уровень просвещения был настолько высок, что в стране «Трех религий» (как называли тогда Испанию, периода (ее «Золотого века»), была осуществлена в реальной жизни «дружба между народами». О согласии и веротерпимости свидетельствуют многочисленные примеры. Кроме делового партнерства, о чем сохранилось масса документов в Каирской Генизе, упоминается об обычаях совместных трапез с соблюдением кашрута для иудеев и мусульман, об участии евреев в обряде крещения христианских детей, а христиан – в обрядах обрезания, о взаимном слушании проповедей священников и раввинов, о совместных молитвах и ночных бдениях… Переход из одной религии в другую был или запрещен, или чрезвычайно затруднен»8 Так, вопреки протестам Церкви и Раввината (А. Абулафия подвергался гонениям за свое свободомыслие), удавалось ранее и, есть надежда, удастся впредь добиваться согласия между мудрецами разных религий.

Начиная со второй половины XIX века в Америке, а затем в Европе, создаются «Теософские общества» эзотерического просвещения Запада мудрости Востока. Они первые указали на общий источник образования всех религий и на тенденцию их грядущего единения. Так постепенно экуменизм получил высшее сакральное обоснование (Е. П. Блаватская, семья Рерихов, их последователи). Из недр теософии, в начале XX века, рождается новое учение - Антропософия (человекомудрие), основателем которого явился величайший эзотерик современности Р. Штайнер. Среди многих его достижений в философии, тайноведении, науки, педагогике, медицине, сельском хозяйстве, искусстве и архитектуре, особое значение имеет интерпретация судьбоносного для человечества Импульса основателя христианства и его влияния на социальную жизнь общества9 10. Три откровения Р. Штайнера более всего вооружают людей знанием адекватного реформирования устоев жизни в направлении согласия, исходя из достигнутого уровня сознания (здесь изложен материал, написанный под влиянием работы И. Фишмана11).

   

1.Братство и мир между людьми будут досягаемы тогда, когда «больший» научится служить «меньшему», когда опередивший станет заботиться об отставшем, подтягивая его до своего уровня. Это одно из условий преодоления бунта отставших, отчаявшихся догнать тех, кто ушел вперед. Жертвенное служение ушедших вперед отставшим – один из основных вселенских законов созидания. Эта обязанность родилась из осознания того эзотерического факта, что условием прогресса одних существ в мире, является временная деградация других. Заботясь об отставших, опередившие устраняют этот дисбаланс развития и благодаря этому подвигу альтруизма достигают очередного этапа самосовершенствования.

2.Человек должен осознать одну из главных обязанностей перед миром: обязанность «несения своего креста». Пробудив высшую часть человеческого существа, его «Я» к более активной жизни, Спаситель дает людям силы и знания для самостоятельного и ответственного жизненного выбора, а также – способность встречать невзгоды и препятствия как необходимые условия внутреннего роста и повод претворять и пресуществлять негативные воздействия в добрые начинания и творческие свершения. Это путь обретения настоящей Свободы, достижения каждой индивидуальностью высших свойств души. Сейчас, на пути к этой цели, человек учится преодолевать временную отчужденность, самость и эгоизм, необходимые для качественного становления каждой индивидуальности. И в грядущем, когда развитая индивидуальность обретет способность к добровольному этическому согласию, тогда завершится переход от общины кровного этнического родства к общине всечеловеческого духовного родства. Тогда возникнут очаги братолюбия на всей земле.

3.Если в греко-римскую эпоху окреп рассудок человека, то ныне в европейскую эпоху формируется его самосознание (пройдено немногим более четверти  отведенного для этого пути). Творец и его помощники сознательно на время отошли от человека, чтобы он смог самоопределиться, «встать на ноги» и, главное, обрести познавательную и творящую силу мышления. И тогда именно эта сила поможет ему вновь узреть Небо одушевленным, населенным теми высокими веществами, которые ранее, до кризиса атеизма, вели его, несмышленого, за руку. Самосознание ныне достигает такого уровня, что в бодрствующем и непредубежденном состоянии человеку теперь доступны откровения современного тайноведения. Так он становится на путь постижения эзотерических основ Бытия, постепенно пробуждая в себе силы для нового мыслительного ясновидения. Благодаря этому старая, добрая «Вера» будет постепенно уступать место некоторого рода духовно-научному знанию. И тогда взору созерцателя приоткроется завеса, ранее мешавшая увидеть действительную картину мира: многослойного, существующего циклично и одушевленного. Человек научиться понимать, какое место он занимает в общей иерархии живых существ вселенной, каковы его обязанности перед низшими царствами природы, для чего ему надо стремиться к братству и превращать планету в Сад.

 fig_01.jpg

Как в свое время показал Р. Штайнер, социальный мир зависит от совместной, солидарной (гармоничной работы трех независимо функционирующих звеньев социального организма: Духовного, Правового и Хозяйственного, в каждом из которых реализуется один из известных идеалов, соответственно – Свободы, Равенства и Братства. Опытная апробация этой теории в Европейском Союзе показала, что пока удалось объединить только хозяйственное и правовое звенья стран добровольно вошедших в Союз. Духовное звено эволюционно отстает, ибо составляющие его органичные части (наука, религия и искусство) пока разделены, враждуют и не могут поэтому паритетно сотрудничать и благотворно влиять на более развитые звенья хозяйства и права. Между тем, Духовное звено – это своеобразное сознание социального организма. Понятно, почему его неполноценная работа сопровождается развалом культуры и падением нравственности в Евросоюзе, (на Западе в целом) несмотря на успехи в экономике и в правовом поле. Так, обозначилась в качестве первоочередной – задача по форсированию развития Духовного звена общества. Работу  эту успешно начал сам основоположник Антропософии в начале XX века. Он создал своеобразный мистерион – Гетеанум (рис.1) в Дорнахе (Швейцария), где по аналогии с древними мистериями были вновь воссоединены в едином действе: наука (Гетеанизм), эзотерика Антропософии и искусство (драма, монументальная живопись, скульптура и архитектура)12. Понятно, что это были не традиционная наука, где кумир – только опыт, не религия, погрязшая в обрядоверии и вражде с наукой и не светское искусство, устранившееся от художественного осмысления высшей действительности и священной истории человечества. Это были: новая наука, мыслительное ясновидение и творческое искусство, способные прозревать, познавать и отображать в зримых образах и символах сверхприродные явления мира.

Вопреки усилиям материализма, высшие формы научного и эзотерического знания постепенно сближаются. Примерно с середины XX века в научный обиход вошли понятия «Ноосферы» (П. Теъяр-де-Шарден, В. И. Вернадский), и «Системной мыследеятельности», вырабатывающей технологию мышления, способную строить “целостную картину мира” и здание мировоззрения (Т. П. Щедровицкий и товарищи). Новое научное направление – «Синергетика», пробует  рационально объяснить иррациональное, и научилась математически описывать и моделировать работу живых организмов на уровне природы, общества и человека. Принципы синергетики применяются, в частности при создании «умных машин» (К. Бравый13). Везде Синергетика обнаруживает главное отличие организма от механизма – сознание или способность к рефлексии, которая проявляется в упорядоченности и способности к самоорганизации сложных, открытых систем (и их подсистем). Благодаря потоковому обмену веществом и энергией с неравновесной, случайно воздействующей средой (для саморазвития и совершенствования). Так новая наука «открывает» известное эзотерике важнейшее свойство всего сущего, а именно «духо-материальность» его субстанции. И мельчайшая частица материи обладает элементом сознания, сложно взаимодействуя с себе подобными, и центральное Духовное существо проявленного мира, творящий «Логос» облечен тончайшей материей Света.

Более подробно и полно обзор достижения науки и эзотерики в их взаимодействии и синтезе дан в работе В. Поляка14. Современные последователи Антропософии и теологии создают новые научно-эзотерические направления: Синергософию (Б. Элькон, В. Поляк, А. Тоугу), Социальную Алхимию (И.Фишман), Теополитику (Д. Радышевский15). Все это формирует прочную базу для реабилитации в нашей жизни Духовного звена социального организма, укрепляет сознание познавательной и творящей роли мышления, поднимающего человека на уровень сотворца высшим силам Вселенной.

Однако, современная мудрость (не отрицающая прежнюю, а включающая ее в себя), как и в прошлые эпохи не затрачивает массового сознания людей, а остается уделом немногих, готовых к ее восприятию. Сознание масс повержено «наркотической зависимостью» от денег. Человек ныне занят погоней за наживой, приобретательством и комфортом. Он не может  противостоять эпидемии разрушения семьи, религии и культуры в целом.

Вопреки этой массовой негативной тенденции, все-таки пробиваются ростки братолюбия и альтруизма в жизни народов. Мир и в наши дни не оскудел подвижниками духа (Альберт Швейцер, Махатма Ганди, Януш Корчек, Мать Тереза Калькуттская и другие). Великие просветители не оставляют своего трудного поприща (Е. П. Блаватская, Рабиндранат Тагор, Шри Ауробиндо, Вл. Соловьев, П. Теъяр-де-Шарден, Рудольф Штайнер, Даниил Андреев и другие). Образуются общины-братства нового типа (Бахайские, ауровильская – в Азии, «Лаган Колледж» в Ирландии, «Фоколари» в Германии, «Дома дружбы» в Канаде и США. Именно благодаря существованию и в наши дни подвижников Духа, провидцев и праведников сохраняется надежда на то, что ради спасения этих немногих Провидение вновь спасет многих, страждущих истинного знания.

В середине XX века написана и в 1991 году впервые издана книга русского эзотерика Даниила Андреева «Роза Мира». Два ее главных результата: перспектива зарождения в мире «Религии итога» и миссия России на поприще укоренения среди народов братолюбия. Древнее обетование о том, что народы, примирившись, придут на гору Господню, в Иерусалим автор трактует так: в будущем, преображенные, очищенные и возвышенные вероучения народов образуют «религию итога», некоторого рода духовный союз, унию всемирного значения.16 Обнадеживает в перспективах грядущего согласия не только то, что все главные религии мира имеют ясные представления о беспричинном истоке Бытия-Едином, Творце, Абсолюте, но также и то, что все великие основатели религий связаны между собой единством происхождения, как Сыны Непреходящего, строители космоса, опекающие развитие миров и эволюцию жизни людей17.

Таким образом, основание для сближения и объединения главных религий мира состоит в том, что мироустройство и Сам Творец – едины для всего человечества. Взбираясь на общую вершину постижения этих сокровенных Знаний с разных сторон, народы создали самобытные религии, в которых своеобразие путей временно заслонило общность главных центральных истин мироздания. В религиозном сознании народов «…единое общее представление о Великом, Глубоком и Прекрасном раздробилось», – как выразился Д. Андреев. Однако, по мере приближения к вершине разногласия станут гаснуть и общая картина мироустройства прояснится всем вступившим, наконец, на вершину Познания18. Период сближения религий начался уже в наши дни; как уже отмечалось, и будет проходить на путях взаимного влияния, духовной интеграции – длительно и поэтапно. Роль России, как средоточия «мирового сердца» человечества, будет постоянно нарастать, ибо европейская эпоха, развивающая самосознание людей, будет постепенно уступать место новой славянской эпохе, когда начнется долгожданное пробуждение сил сердца человека19. Грядет эпоха нарождения новой расы людей, готовых к добровольному, этическому согласию.

Художественное осмысление и интерпретация духовных поисков современности – задача архитектуры и традиционно связанных с ней видов искусства. Прежде всего, необходимо осмыслить те процессы, которые порождают новые типы градостроительных комплексов и зданий. Сегодня можно говорить о четырех таких образованиях: Заповедники паломничества, Центры Согласия, Мистерионы и многоконфессиональные Храмы. Заповедники паломничества – это растянувшиеся на многие километры пути, соединяющие Святые места, независимые от хозяйственных путей района или страны. Инфраструктура такого заповедника включает благоустроенные пешеходные переходы, систему зон отдыха и поклонения Святыням, размещенным в рукотворных оазисах, урочищах и природных заповедниках, где находят свое место постоянные дворы, гостиницы, молельные центры, монастыри, и учреждения обслуживания.

Центры согласия – это отдельные небольшие районы в пригородах городов, которые сложились исторически и созданы заново как духовные центры мира (Иерусалим, Бенарис – родина буддизма, Лхаса и Чигадзе – столицы Тибета, Рим, Константинополь, Владимир, Новгород, Ауровиль, Нью-Дели в Индии, Гейдельберг, Кембридж, Оксфорд и другие). В таких особых местах уместно разместить исследовательские центры экуменизма, синтеза высших форм науки, эзотерики и искусства, прикладных исследований священного (сакрального) права, медицины, педагогики, социологии, сельского хозяйства, гигиены, питания, а также музыкального и художественного творчества всех видов. Средоточием такого Центра Согласия будет, видимо, комплекс современного Мистериона, где своего апогея достигнет духовное просвещение человека, подготовка его к Посвящению. Тип такого здания – комплекса предстоит еще создать. Решающую роль в преобразовании создания человека имеет уровень его просвещения и воспитания. Понятно, что пора задуматься о включении в старших классах школ, колледжей и в университетах факультетов или дисциплин изучения эзотерики, этики, высших форм науки, эстетики истории религий. А в архитектурно-художественных колледжах и вузах необходимо читать курсы лекций по истории вероучений мира и создавать факультеты храмовой архитектуры.

Что касается многоконфессиональных Храмов, обрядового и медитационного типа, то некоторый опыт их проектирования и строительства предлагается в следующем разделе статьи.

 

Храм Лотоса в Нью-Дели

 

Процесс сближения религий сопровождается переосмысливанием концепций храмовой архитектуры. Едва наметившаяся практика «соверования» между наиболее творческими представителями разных конфессий вызвала к жизни идею многоконфессионального храма. Исторически первыми заговорили о надобности единения религий основатели Бахаизма. Они же и стали пионерами формирования нового типа храма для многих конфессий. Ныне существует восемь построенных Бахайских храмов в разных странах мира. Наиболее эстетически полноценно выражена экуменическая направленность веры Бахаев в храме Лотоса для девяти религий в Нью-Дели20. Храм построен в 1986 году по проекту канадского архитектора иранского происхождения Фариборза Сахба, который создал комплекс редкой гармоничности и красоты. В основу проекта положена схема сочетания крупного центрального многосветного пространства диаметром 75 м и размещенных по его круговому периметру девяти малых молитвенных секторов. (Рис.2) Зал имеет высоту 31 м, что формирует явно выраженную вертикальную ось, к небу. Здание имеет девять радиальных входов-галерей, проложенных между девятью бассейнами к центральной платформе, на которой и возвышается трехступенчатая система оболочек, компоновка которых напоминает готовящийся к раскрытию лотос. Низкие оболочки накрывают девять открытых наружу входных вестибюлей, средние – девять треугольных секторов для молитв, высокие (35 м) – центральное пространство, получившее название – зал «Просьбы» или «Вопрошания».

fig_02.jpg  
  Цепочка бассейнов вокруг белоснежного, облицованного светлым мрамором объема, выполняет ряд эстетических и функциональных задач. Лотос обитает в воде, также и храм Лотоса, отражаясь в воде бассейнов подражает  этому природному феномену. Каждый приближающийся к храму человек, наблюдает эту великолепную картину его отражения в водной глади, проходя по одной из девяти радиальных галерей между двумя смежными бассейнами. Надо отметить, что бахаи уделяют особое внимание режиссуре оригинального композиционного решения своих храмов в искусственно созданной, высокоэстетичной природной среде. Это видно и по другим постройкам храмов в Израиле, Америке и Европе. Авторы проекта бесспорно правы в одном. Прививая навык эстетического любования и восхищения гармонией рукотворного и природного (божественного), они подготавливают человека к тому, чтобы он ощутил когда-то «восхищение», доступное преображенному сознанию мастеров эзотерики и подвижников духа. Кроме того, бассейны выполняют здесь большую практическую роль: они создают микроклимат в окружении храма и используются также для охлаждения воздуха, подаваемого снизу с целью естественного проветривания большого и высокого внутреннего пространства через открытые вверху проемы.

 

Поскольку молитвенные сектора обращены на все стороны света, верующие разных конфессий могут разместиться в тех из них, которые имеют традиционную для каждой из них ориентацию. Так христианам будут подходить восточные сектора, куда обычно обращены их алтари, для мусульман – юго-западные сектора, ибо они молятся в сторону Мекки, для иудеев – северо-западные, ибо они молятся на Иерусалим, буддистам – северные по традиции. Но, главное, что пока бахайские храмы посещают в основном адепты этой веры и туристы. В храме Лотоса последних более 3,5 млн. в год. Верующие других религий приглашаются, номинально есть возможность отправление культа в небольших по площади периметральных секторах. Но в литературе пока отсутствуют отчеты о такой практике. Вместе с тем, поражают значительные размеры центрального зала на 1300 мест, которые ориентированы, судя по чертежу, в сторону Хайфы (где захоронен один из основателей новой религии – Баба) (Рис.3) Ясно, что совместные молитвенные программы сторонников бахаизма в этом великолепном зале преобладают над интересами верующих других религий. Соотношение площади центра и периферии явно демонстрирует неизбежность затруднения, с которыми столкнутся последние.

fig_03.jpg 

Однако эффектное архитектурное решение как-то сглаживает эти недостатки. Не случайно поток туристов, проходящих через храм Лотоса превысил их число в мавзолее Тадж-Махала. Можно сказать, что эстетические качества этого гармоничного сооружения на короткое время привлекают зрителя больше, чем удобства проведения совместных обрядов. Очевидцы утверждают – созерцание храма Лотоса невольно убеждает в том, что «Красота спасет мир». Зал «Просьбы» или «Вопрошания» поражает воображение «красноречивой тишиной», в которой «божественная атмосфера» касается сердца. Один поэт назвал храм Лотоса «росинкой на ресницах вечности». Это великолепное сооружение включено в список 100 наиболее выдающихся построек 20 века и отмечено многими наградами в области архитектуры и строительства.

 

Храм Матримандир в Ауровиле

 

Второй уникальный храм единения людей Матримандир создан в центре комплекса новой общины Ауровиль, южнее Мадраса, по проекту архитектора Роже Анже21. Стройка по плану должна была завершиться в 2003 году. Ауровиль («город рассвета») был заложен в 1969 году по инициативе матери – соратницы Шри Ауробиндо, француженки Мирры Ришар, как проект Юнеско и министерства образования Индии. В этом городе по идее его основательницы должны были собраться люди, из всех уголков планеты, для совместного проживания и полноценного духовного развития, разделяющие принципы Интегральной Йоги, Шри Ауробиндо о синтезе культур Запада и Востока. Город состоит из нескольких общин-поселений ауровильцев (численностью от 10 до 40 человек), расположенных вокруг духовного центра Ауровиля – Матримандира. По замыслу создателей Ауровиль – это опыт коллективного воплощения «живого идеала человеческого единства». Индия, страна с высокоразвитым религиозным сознанием, первая начала реально создавать модель будущего общежития людей новой духовной формации, новой расы.

fig_04.jpg 

Матримандир представляет собой шарообразное здание значительных размеров, окруженное кольцом залов медитаций (Рис.4). Принцип композиции аналогичен заложенному в храме Лотоса. Отличие двояко: периферия залов более развита относительно симметричного центра; весь комплекс представляет собой своеобразный эзотерический университет для обучения людей, готовых к созерцательной практике постижения смысла и основ бытия на Земле и во Вселенной.

Центральный объем – слегка приплюснутый шар, «Шалаграм» – «Яйцо Брахмана» по индусской космологии, из которого родилось творение. Он облицован позолоченными пластинами и покоится в «чаше», образованной двенадцатью «лепестками» медитационных залов. «Шалаграм» слегка приподнят, выражая стремление преодолеть тяготение Земли и тем самым символизирует рождение нового сознания, способного к одухотворению всего материального, что постепенно должно проявиться в общечеловеческом единении.

Сфера центрального объема диаметром 36 м опирается на четыре высокие опоры, олицетворяющих мудрость, силу, гармонию и порядок. В верхней половине сферического объема размещен центральный зал с коническим покрытием диаметром около 20 м. К нему ведут два спиральных пандуса внутри сферы, подымающиеся со второго уровня центрального объема. На второй уровень ведет винтовая лестница с первого уровня, откуда по лестницам можно пройти к выходам из здания. Проходы проложены между «лепестками» окружающих залов. В заглубленном основании «Шалаграма» размещен водоем с живыми лотосами (Рис.5).

fig_05.jpg 

Необычайно оригинально решено освещение всех внутренних пространств высотой более 31 м. На кровле вверху сферы установлена следящая за Солнцем, система зеркал, подающая свет в центральный цилиндрический зал через отверстие в потолке. Оттуда поток света падает вертикально на большой сферический кристалл диаметром 70 см, который установлен на невысоком пьедестале в центре зала. Фокусируясь в кристалле, луч света проникает через отверстие в полу зала во все нижележащие уровни до основания, где освещает водоем с лилиями. Так автор воплотил вселенскую идею озарения бездны материального светом Высшего Сознания. Внутренний зал – место безмолвной медитации на единение человечества, достижения сокровенной близости со всем сущим. Адекватно этой сакральной задаче, особым образом вписан цилиндрический зал в сферу «Шалаграма», так, что полоса шириной 110 см над его полом оказалась в области активного энергетического поля. Дело в том, что геометрия и пропорции внутреннего пространства «Шалаграма» выбраны в соответствии с пропорциями Великой Египетской пирамиды Хеопса в Гизе. Горизонтальная плоскость соединяющая точки пересечения боковых сторон треугольников находится на 1/3 высоты от основания каждого треугольника, где и размещается активное энергетическое поле Великой пирамиды (там и находится усыпальница фараона). Используя эти древние, но вечные знания, авторы добились того, что люди во время медитации в верхнем зале находятся в силовом поле повышенной активности, что помогает им достигать искомого результата.

Двенадцать «лепестков» медитационных залов предназначены для развития у людей необходимых качеств чистоты и света, которые они могут достигать применяя особые приемы концентрации сознания (на достижение Искренности, Доброты, Сострадания, Доблести, Любви и других). Залы медитации имеют продолжение в двенадцати окружающих их садах. Там предусмотрено дальнейшее эзотерическое обучение людей уже на лоне природы. В задачу страждущего знания входит ощутить психологический смысл природного окружения каждого сада и пробудить соответствующий аспект сознания. Так, в саду Юности он должен обрести юность, в саду Блаженства – блаженство, в саду Совершенства – совершенство. Тринадцатый сад, названный «Сад Единства», по замыслу вбирает в себя элементы всех двенадцати садов. Он начинается под кроной огромного баньяна. Чуть поодаль располагается амфитеатр с чашей-лотосом.

Многие решения, заложенные в этот уникальный комплекс «Храма Матери», выполнены по описаниям видений помощницы Шри Ауробиндо Мирры Ришар. Можно заключить, что гармоничные идеи интегральной йоги Шри Ауробиндо нашли в храме Матримандир вполне адекватное выражение. В его структуре нет ни функциональных, ни эстетических изъянов, если учесть, что он предназначен только для эзотерического просвещения людей. Можно лишь сожалеть, что в программе этого проекта не было предусмотрено залов для тех, кому доступны в силу природного склада лишь молитва и обряд. Они составляют немалую часть человечества и правильно было бы, заботясь о приобщении их к высшему знанию не отвергать на первых порах доступное их дарованию знание. Как иначе вести людей к братству, только, повторим, когда «больший» будет служить «меньшему». А иначе – на пороге новый раскол, ибо эзотерически образованная элита может так обогнать массы обычных верующих, что это будет чревато очередным бунтом.

На первый взгляд взывает недоумение некоторое несоответствие цельного шарообразного объема снаружи и его интерьера, пространство которого целиком не просматривается и сложно почленено. Однако, скорее всего, такое решение – следствие требования «технологии» медитации к размерам, форме и пропорциям наиболее адекватных (этому необычному процессу) помещений.

 

Храм согласия в Иерусалиме

 

Предлагаемый к обсуждению проект храма всего человечества в Иерусалиме мыслится как материальное воплощение грядущего согласия вероучений мира, их преображения в «религию итога»22. На пути примирения между конфессиями закономерно сократится их число внутри каждого вероисповедания. Например, десятки деноминаций христиан вначале будут сведены к главным (протестанты, католики, православные), а затем они придут к одному общему христианскому культу. Такой же путь укрупнения ожидает и три других религии мира (иудаизм, ислам, индуизм). Десяток-полтора ныне известных эзотерических учений сольются, видимо, в 4-5 новых также преображенных (антропософия, суфизм, йога, буддизм, каббала). Следовательно, храм всего человечества должен будет иметь сложную структуру, предоставив место всем перечисленным деноминациям. Композиционно их единение выразится в обращенности соответствующих помещений к общему центру, подобно тому, как это сделано в храмах Лотоса и Матримандира.

fig_06.jpg 

Задача облегчается тем, что ныне известно место расположения ядра будущего храма на Храмовой горе Иерусалима (Рис.6): – это «краеугольный камень мира», когда-то размещаемый в «Святая святых» двух прежних иудейских храмов. «Краеугольный камень» – священное место, один из каналов энергетического обмена между Землей и ноосферой; топографически – это вершина горы Мориа, находящаяся на пересечении линий, которые соединяют вершины окружающих холмов23 (Рис.7). По преданию, именно здесь ангел остановил руку Авраама, приготовившего сына Исаака к закланию, а внук Яков – увидел во сне лестницу от земли до неба, по которой спускались и подымались ангелы. Именно там, в «Святая святых» покоился ковчег Завета с двумя скрижалями Завета, а также обитала Слава Господня, «Шехина». После разрушения древних храмов точно на этом месте была построена в конце VII века ротонда «Купола над скалой», которая возобновила, по существу вместилище для Славы Господней. По этой причине ротонда функционально имеет всечеловеческое значение, как своеобразная «Святая святых», или общий алтарь всех религий и вероучений мира.

Древние обетования подтверждают это. «В последствии дней (в последние дни – по версии христиан) утвердится гора дома Господня… и устремятся к ней все народы… и перекуют они мечи на орала… и не будут более учиться воевать»24 То есть заключительные сцены определенного цикла развития человечества состоятся на Храмовой горе Иерусалима, где для этого уже возобновлена общая «Святая святых» всех вероисповеданий.

fig_07.jpg 

Склоняет к этой мысли и универсальный характер архитектуры «Купола над скалой». Построенное в свое время как мусульманская святыня, это здание не выполнено в виде мечети с продольной осью на юг, к Мекке. Многогранная ротонда обращена одинаково на все стороны света как бы ко всем народам, увенчана большим куполом (диаметр 23 м) возвышающимся на 36 м над верхней платформой Храмовой горы. Так активно обозначена единственная его ось, к небу. Купол, как известно, сакральная модель небосвода во многих религиях, к примеру, буддийские ранние ступы также завершались куполами.

Кроме того, универсальный характер ротонды «Купола над скалой» отражен в эзотерической символике оформления интерьера и конструкции купола. На внутренней поверхности подкупольного цилиндра размещена надпись, подтверждающая мессианское достоинство основателя христианства. Купол выполнен из 32 полуарок, декоративно они изображены в виде 32 орнаментальных цепочек на внутренней его поверхности. Число 32 – священный каббалистический символ, означающий, что «Тридцатью двумя путями – чудными, мудрыми начертал (сотворил)… Бог живой и Царь вечный… и создал мир…»25 (Информация эта заимствована автором статьи у современного иерусалимского эзотерика И. Хиютмана).

Так становится ясно, что ротонда Храмовой горы Иерусалима идеально подходит в качестве центрального ядра для будущего, более обширного храма согласия религий и народов. Она окружена достаточно свободной территорией. И это создает естественные условия для пристройки к каждой из восьми сторон нижнего многогранника невысоких вытянутых залов богослужения разных конфессий. При этом не нарушается традиционная ориентация, направления молитвы, принятая в храмах исторически сложившихся религий и вероучений авраамового корня. (Они распространены в странах с половиной населения Земли). Иудеи всегда считали, что «Шехина» располагается на западе, поэтому иудейский храм имел вход с востока, святая святых обращена была на запад. У христиан – наоборот: алтари всегда обращены на восток, вход в храм – с запада. У мусульман Иерусалима, алтарь смотрит на юг, в сторону Мекки, вход в мечеть с севера. Южная и Юго-восточное здания займут конфессии великих религий Востока (Брахманизм, Индуизм, Даосизм, Буддизм), окормляющих светом своего влияния вторую половину человечества. (Рис.8)

Для более полного представительства главных религиозных течений человечества в храме Иерусалима предусмотрены, отделенные друг от друга залы для молитвенного и медитационного богословия. Рядом с четырьмя залами первого типа, примыкающих к центральной ротонде с запада (христианство), с севера (ислам), с востока (иудаизм), с юга (индуизм) будут размещены четыре зала второго типа: с юго-запада (антропософия), с северо-запада (суфизм), с северо-востока (каббала), с юго-востока (буддизм, йога, даосизм). Разделение залов для обрядов и медитации необходимо, чтобы хоровые молитвенные процессы не мешали более индивидуальным созерцательным, требующим тишины, сугубой отрешенности и сосредоточенности.

fig_08.jpg 

Однако, сообщение между двумя типами залов возможно по кругу через разделяющие их внутренние дворы. Для сравнения, в храме Лотоса периметральные сектора для разных конфессий пространственно не отделены от центрального зала. Поэтому тех, кто способен к медитации, придется отделять от традиционной молитвенной службы во времени. В храме Матримандир вообще не предусмотрено место обрядовым церемониям, он целиком используется для медитаций.

Помимо указанных отличий, проект храма согласия в Иерусалиме имеет еще ряд особенностей. Оба типа разделения (между и внутри конфессий) потребуют значительной емкости молитвенных зданий, чтобы нашлось достойное место всему тому духовному своеобразию, которое сложилось исторически, проверено на выживаемость самим временем, и потеря которого была бы ущербом для целостности религиозного сознания народов. С целью достижения большей вместимости, пристраиваемые залы должны иметь несколько этажей с антресолями, включая подземные, в память о катакомбных периодах их исторического становления. В храме Лотоса нет священников, богослужение временами проводят волонтеры, большей частью он посещается туристами; также отсутствуют священники в храме Матримандир, там нет обрядов. В четырех залах традиционного молитвенного богословия грядущего храма в Иерусалиме будут священники, которые должны иметь свои помещения для богослужения в центральном зале ротонды, в общей «Святая святых» всех религий.

И последнее отличие. Проект храма согласия в Иерусалиме находится в начальной стадии концептуальной проработки, функциональная составляющая пока превалирует, крупно без деталей намечены основные массы и соотношения периферийных пристроек к существующей ротонде.

Архитектурная концепции напротив, во многом близка к тому, что достигнуто в храмах Нью-Дели и Ауровиля. Центральное высокое купольное здание ротонды также выделено и противопоставлено примыкающим по его периметру невысоким (до трети общей высоты), протяженным залам обрядов и медитаций. Господствующий объем общей, всечеловеческой святыни выделен также тем, что он покоится как бы в «кратере» склонившихся к нему периметральных пристроек. Их вантовая кровля круто спадает в зоне примыкания залов к ротонде. Большого эффекта акцентирования главной святыни можно достигнуть путем дополнительного снижения высоты окружающих залов. Они могут быть вписаны в верхнюю платформу (ее высота в среднем 4,5 м) и тогда только вершины вантовых кровель будут выступать над ее поверхностью (Рис.8).

fig_09.jpg 

При таком решении увеличится обзор центральной ротонды, но попадать в нее можно будет только через новые лестницы из верхнего этажа пристроек в подземную часть ротонды. Кроме того, для достаточного освещения и проветривания новых залов придется разрушить почти всю верхнюю платформу, чтобы опустить дворы на уровень нижней платформы.

При распределении зданий вокруг восьмиугольника надо будет учесть символический цвет небесного аналога каждой религии или мистического учения. Согласно свидетельству Д. Андреева, небесный аналог иудаизма имеет золотой цвет, индуизма – сиреневый, христианства – голубой, буддизма – зеленый, зороастризма – ослепительно белый. Обнаружилось что здания, располагаемые на противоположных сторонах восьмиугольника имеют контрастно-дополнительный символический цвет. Например, у здания иудаизма на востоке относительно алтаря – цвет золотой, у здания христианства с запада – цвет голубой (Рис.8). Ослепительно белый цвет, получаемый  при смешении всех примененных здесь цветов, должен иметь в этом храме общий алтарь. Он символизирует гармоничное согласие религий и учений в служении Всевышнему (в Святая святых разместятся адепты зороастризма, которым «поручено» объединение религий, как об этом сообщает в «Розе мира» Д. Андреев).

Через обращенность всех зданий к общему алтарю Святая святых (вместилища священной «Шехины») предлагаемый тип храма всего человечества позволит в богослужении добиться невиданного доселе умножения совместной молитвенной энергии. Храм такого типа выразит солидарность главных религиозных движений человечества и будет олицетворять стремление людей обетованного будущего строить мир и братство народов на земле (Рис. 9, 10).

fig_10.jpg 

В заключении, следует отметить, что сам факт появления многоконфессиональных храмов свидетельствует о пробуждении в сознании народов потребности к согласию и братству. Индия, страна древней духовной культуры, дала первая пример зримого подвижничества в этом направлении. По-видимому, подобные храмы согласия будут возникать и в других странах, в тех центрах, где исторически укоренившиеся традиции духовного делания перерастут во всечеловеческие (Бенарис – родина буддизма, Рим, Стамбул, Лондон, Дорнах – центр Антропософии, Москва и другие). Возможно появление и новых очагов согласия в разных, ныне неизвестных уголках мира.

 

М. В.  Комский – кандидат архитектуры    +972-2-583-71-33
e-mail:komsky@bezeqint.net    +972-54-5-572921

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

1.  А. Мень и др. "Свет и жизнь". "Жизнь с Богом", Брюссель, 1990, с.468-540.
2.  Х. Фрай "Христианско-иудейский диалог". Хрестоматия, "Библейско-богословский институт Св. Апостола Андрея", М., 2002, с.244,245.
3.  Там же, с.32,52,53,119,120,151,152,172,183,185.
4.  Там же, с.250.
5.  У. Аткинсон (Рамачарака) "Религии и тайные учения Востока", "Эксмо", М., 2002, с.655-795.
6.  Там же, с.560.
7.  У. Мартин "Царство культов", гл.10.
8.  Л. Поляков "История антисемитизма. Эпоха веры","Лехаим", "Гешарим", Москва, Иерусалим, 1997, см. с.99-107.
9.  Р. Штайнер "Порог духовного мира. Теософия. Из летописи мира", "Каталог", Пенза, 1991.
10.  Р. Штайнер "Апокалипсис Иоанна", "Духовное познание", Калуга, 1999.
11.  И. Фишман "Основание Социальной Алхимии". Приложение к книге В. Поляка "Израиль и Россия в XXI веке…", "L.I.L. Productions ltd", Тель-Авив, 2004, с.173-197.
12.  А. Соколина "Архитектура и Антропософия" "КМК", М., 2001, с.15-20.
13.  К. Бравый "Разумные советующие Системы для диагностики энергетических паровых турбин" - Диплом К. Бравого о награждении его золотой медалью на ежегодной международной выставке инноваций "IENA" в Нюрнберге, Германия.
14.  В. Поляк "Израиль и Россия в XXI веке. Геополитика. Геоэкономика. Геокультура", см. с.92-153.
15.  Д. Радышевский "Универсальный сионизм", "IVRUS Publishing House", Тель-Авив, 2006, см.с.81-157.
16.  Д. Андреев "Роза Мира", "Урания", М., 1997, с.54.
17.  А. Мень "История религий", "Слово", М., 1992 т.2, с.102, т.3, с.61,62,75-85.
18.  Д. Андреев, с.52,53.
19.  Р. Штайнер "Сотворение мира и человека. Вопросы питания. Земная жизнь и действие звезд","AENIGMA", М., 2003, с.280.
20.  "Храм Лотоса", www.baahai.ru/news/old 2001/lotus.shtme
21.  "Матримандир", www.aditi.ru/auroville/matrimandir.htm.
22.  М. Комский "Третий Храм", Иерусалим, 2006, с.271-281.
23.  Э. Шиллер "Купол над скалой и (камень основания) краеугольный камень мира", Иерусалим, 1976, с.43.
24.  "Библия, Исайя", 2:2-5.
25.  "Сефер Йецира ("Книга Творения"), 1:1. Цитируется по работе Папюса "Каббала или Наука о Боге, Вселенной и человеке", "Рипол Классик", М., 2003, с.319.

 


 
Быстрый ответ

\n\t\t
\n\t\t\t\n\t\t\t\n\t\t\t\n\t\t
Выберите смайл
'); for (i = 0; i < smilies_for_window.length; i++) { smilies_for_window[i][2] = smilies_for_window[i][2].replace(/"/g, '"'); smileyPopupWindow.document.write('' + smilies_for_window[i][2] + ' '); } smileyPopupWindow.document.write("
"); smileyPopupWindow.document.write('
Закрыть окно
\n\t\n'); smileyPopupWindow.document.close(); } -->
B) :( :) :laugh:
:cheer: ;) :P :angry:
:unsure: :ohmy: :huh: :dry:
:lol: :silly: :blink: :blush:
:kiss: :woohoo: :side: :S
Еще смайлы

Обсуждение (0)
Нет комментариев.
< Пред.   След. >
   
Быстрый поиск
Иерусалимские зарисовки
Монастырь Марии Магдалины
Мобильная связь
054.orange.gif 052.cellcom.gif
050.pelephone.gif057.mirs.gif

Телевидение, телефон, интернет
hot.gif yes.png
bezeq.gif012.kavei_zahav.gif
013.netvision.jpg014.bezeqint.gif
Последние объявления
  • Требуются крановщики,обучение-работа.
    Требуются (24.06.2010)
  • Требуются крановщики,обучение,работа.
    Требуются (09.06.2010)
  • Требуются крановщики,обучение,работа.
    Требуются (08.06.2010)
  • продам квартиру в маале-адумим
    Продаю (28.05.2010)
  • Требуются крановщики
    Требуются (25.05.2010)

  • - Объявление с фото

    2008-2009 © Иерусалимский Информационный Портал
    При перепечатке информации ссылка обязательна.