Иерусалимский Информационный Портал


Меню авторизацииВойти
   
 
Иерусалимская Афиша
Sorry, no events to display
Свежие материалы
Иерусалимский Информационный Портал
Праздники сегодня
Банки
bank_yahav.gif b_leumi.gif
b_discount.gif poalim.gif
b_igud.gif b_ozar.gif
merkantil.jpg b_mizrahi.gif
b_interl.gif masad.jpg
   
Храм Гроба Господня глазами туриста
Храм Гроба ГосподняСложно сказать, почему я решил начать свой рассказ о короткой поездке в Израиль с этой церкви. Наверное, дело тут и в том впечатлении, которое она на меня произвела, и в том, что очень многие туристы считают визит сюда апофеозом знакомства с Израилем. Так или иначе, а храм этот и в самом деле необычен и примечателен. 

 

Строился он продолжительное время, не раз разрушался, и сейчас представляет собою целый комплекс сооружений разных эпох.

 

В наши дни храмом владеют восемь церквей (греко-православная, католическая, армянская, коптская, сирийская, грузинская, маронитская и эфиопская) трех христианских конфессий (католической, греко-православной и восточно-православной). Для иерусалимской православной церкви храм является патриаршим кафедральным собором. Каждой из церквей выделены свои приделы и часы для молитв, но все равно уживались они рядом отнюдь не слишком спокойно. Споры за обладание этой великой христианской святыней были столь жаркими, что для установления внутреннего мира с 1109 года ключи от храма Гроба Господня (также его называют церковью Воскрешения) из поколения в поколение хранятся в одной арабско-мусульманской семье, а право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской же семье.


По преданию, в 1579 году накануне Великой субботы армяне подкупили турков, владевших тогда Иерусалимом, чтобы те не пускали внутрь православных греков. Стоит сказать, что в этот день в храме ежегодно наблюдается так называемое чудо Благодатного огня, который якобы спускается с небес по молитве иерусалимского православного патриарха. Таким образом армянская церковь собиралась единолично прибрать к руках это чудо. Однако план не выгорел в прямом смысле этого слова: Благодатный огонь сошел не внутри храма, а снаружи, ударив в одну из трех колонн слева от входа, отчего в ней, согласно легенде, и осталась трещина, существующая и в наши дни.
Как видно на фотографии, входа раньше было два, но один арабы заложили еще в XII столетии.

Храм Гроба Господня глазами туриста

Вот, кстати, Армянская капелла. Уже по нише с колонной слева и отчетливым следам кладки в виде арки хорошо видно, что здание многократно перестраивалось, а ведь это даже не придел храма Гроба Господня! Последний же перестраивался и расширялся бессчетное число раз.


Храм Гроба Господня глазами туриста

Воздвигнут он на горе Голгофа, где, согласно библии, распяли Иисуса Христа и где был захоронен череп Адама. В начале I века эта территория находилась за пределами городских стен Иерусалима. Первые христиане почитали место казни и погребения Иисуса, но, конечно, о строительстве тут церкви не могли и мечтать. Зато в 135 году при императоре Адриане в рамках строительства римлянами нового города Элия Капитолина на месте разрушенного Иерусалима здесь возвели языческий храм богини Венеры. К счастью для христиан, для сооружения Капитолийского храма Адриан не приказал разрушить скалу Голгофы, строители ограничились заполнением ям и выравниванием уровня земли, что в итоге и спасло от уничтожения гробницу Христа.


Храм Гроба Господня глазами туриста

Первая церковь Гроба Господня была заложена канонизированной последствии царицей Еленой (~250~330), матерью императора Константина Великого (272–337), сделавшего христианство государственной религией Римской империи. В 325 году Елена и епископ Макарий Иерусалимский начали раскопки на месте Капитолия, и вскоре рабочие обнаружили гробницу Иисуса и ров с тремя крестами (на двух из них были распяты разбойники). Строительство церкви началось годом спустя под руководством Макария. Вскоре был создан целый храмовый комплекс, включавший в себя круглый храм-мавзолей Воскресения, в центре которого находился гроб господень, базилику с криптой, отмечающей место обретения креста, на котором был распят Иисус, а также несколько дворов. Освящение храма состоялось 13 сентября 335 года.


Храм Гроба Господня глазами туриста

После захвата Иерусалима в 614 году персидским царем Хозроем, храм был частично разрушен, но на средства Византии комплекс восстановили уже к 626 году (по другим данным, чуть позже). И хотя спустя всего 11 лет город был захвачен халифом Омаром, храм Гроба Господня перенес это нашествие без ущерба.


Зато в 1009 году в ходе христианских погромов, развернутых халифом Эль-Хакимом, среди прочих святынь Иерусалима был практически сровнен с лицом земли и этот храм. Восстановление продолжалось даже в годы царствования императора Константина Мономаха (прав. 1044–1055), но по своему размеру и великолепию этому сооружению было далеко до храма времен Константина Великого.


В 1130 году крестоносцы начали масштабную реконструкцию церкви в романском стиле, завершенную почти двумя десятками лет позднее. Храм Гроба Господня объединил под одной кровлей все святые места, связанные со смертью и воскресением Иисуса Христа. Вместе с тем крестоносцы не стали существенно менять западную часть здания, круглого Анастасиса, частично сохранившего планировку и украшения, восходящие еще к храму IV века.


Храм Гроба Господня глазами туриста

В 1160–1180 годах была сооружена пятиярусная колокольня (на фотографии она затянута в леса). Сейчас колокольня ниже, чем была в XII веке, из-за разрушений, вызванных землетрясением 1545 года. После упомянутого события восстановлением и даже некоторым расширением в середине XVI столетия занялись монахи-францисканцы.


Следующая крупная реставрация была вызвана очередным бедствием – пожаром 1808 года. Восстановительные работы заняли два года и велись силами сразу нескольких стран, включая Российскую империю. Последняя же масштабная реставрация была проведена в 1995–1997 годах.


Храм Гроба Господня глазами туриста

Первое помещение, куда попадает посетитель храма, – это обширный неф с залом Камня помазания (сам камень можно видеть внизу). Вдаль кадра уходит коридор, ведущий к ротонде Анастасиса (он оказывается по левую руку вошедшего в церковь). Снимок же был сделан мною с вершины Голгофы, о которой я чуть ниже расскажу отдельно.


Храм Гроба Господня глазами туриста

Атмосфера в храме Гроба господня, если можно так выразиться, предельно демократичная. Вход бесплатен, фотографировать можно практически без ограничений в том числе и с использованием вспышки, женщины могут находиться внутри как с покрытой головой, так и без головного убора, разве что шорты-футболки и т.п. не приветствуются. Вероятно, все это – свидетельство многоконфессионной принадлежности храма. Обычно я ощущаю в православных церквях (в отличие от католических или протестантских) изрядный психологический дискомфорт, но тут подобного не было и в помине.


Храм Гроба Господня глазами туриста

Камень помазания крупным планом, так называемая XIII остановка Христа. Считается, что на эту плиту уложили тело снятого с креста Иисуса перед погребением и умащали его составом из мирры и алоэ. Правда, снаружи виден отнюдь не аутентичный камень, а куда более поздняя плита из розового мрамора (или известняка?), предохраняющая реликвию от воздействия времени и паломников. Активность последних объясняется поверием, будто эта плита мирроточит, поэтому, прикладывая к ней, освящают самые разнообразные предметы: от иконок и шалей до платков и даже сумок.
Над плитой висят восемь лампад по числу представленных в храме конфессий.


Храм Гроба Господня глазами туриста

Рядом на стене мозаика изображает сцену прощания с Христом перед его погребением.


Храм Гроба Господня глазами туриста

Отсюда я пошел на запад в ротонду, где находится сам Гроб Господень. Людей в храме очень много, а освещение весьма тусклое, так что фотографировать внутри совсем непросто.


Храм Гроба Господня глазами туриста

Существующий полусферический купол над ротондой был создан взамен старого в 1860-х годах по передовой для того времени технологии – из металлоконструкций. При его возведении архитектор руководствовался стремлением приблизить внешний вид сооружения к завершению Анастасиса времен Константина Великого.


Храм Гроба Господня глазами туриста

К сожалению, я не смогу показать значительную часть храма Гроба Господня, не говоря уже обо всем прилегающем к нему комплексе приделов, монастырей и т.д. Чтобы вдумчиво осмотреть его целиком, требуется немало времени, уж точно не полтора–два часа, отведенные стандартной экскурсией. За указанный же промежуток времени храм в лучшем случае можно оббежать по кругу, пропустив при этом немало интересного.

Храм Гроба Господня глазами туриста

В центре ротонды находится кувуклия – маленькая, буквально шесть на восемь метров, часовня, заключающая в себе Гроб Господень. Внутрь попасть непросто из-за огромных очередей желающих прикоснуться к мраморной плите, прикрывающей эту реликвию, в то время как в крошечное помещение не могут войти более четырех человек одновременно. Я даже не стал пытаться, предпочтя побродить по храму, чем тратить время в длинном людском хвосте.
Кстати, именно внутри кувуклии ежегодно в Великую субботу сходит Благодатный огонь.
Еще можно добавить, что существующая часовня сравнительно молода – ее построили в 1810 году при восстановлении храма после упомянутого мною выше пожара (первую же кувуклию, вероятно, построили еще в XII столетии). При реставрации были использованы габариты кувуклии-подобия из подмосковного Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, оформленной Бартоломео Растрелли.
Здесь на снимке виднеется вовсе не вход в придел Ангела перед помещением Гроба Господня, а пристроенный к часовне с западной стороны крохотный придел коптов. К слову, внутри него находится единственное известное мне место в храме, где священнослужители запрещают фотографировать. Так что туда я тоже не стал заглядывать.

Храм Гроба Господня глазами туриста

У кувуклии можно освящать свечи от Благодатного огня, поэтому масса туристов подходит туда с заранее приобретенными целыми вязанками их.


Храм Гроба Господня глазами туриста

Южная стена часовни уставлена множеством горящих свечей.


Храм Гроба Господня глазами туриста

Здесь можно видеть вход в Великую церковь (Кафаликон), возведенную крестоносцами к востоку от ротонды. Там я тоже не побывал, так как внутри шла какая-то служба и была толпа народу.


Храм Гроба Господня глазами туриста

Однако внутреннюю часть купола Кафаликона я все-таки сфотографировал из прилегающего нефа.


Храм Гроба Господня глазами туриста

Последний снимок, сделанный в ротонде, далее путь мой лежал в восточную часть храма.

Продолжение следует...

 

24 марта 2009

 
Быстрый ответ

\n\t\t
\n\t\t\t\n\t\t\t\n\t\t\t\n\t\t
Выберите смайл
'); for (i = 0; i < smilies_for_window.length; i++) { smilies_for_window[i][2] = smilies_for_window[i][2].replace(/"/g, '"'); smileyPopupWindow.document.write('' + smilies_for_window[i][2] + ' '); } smileyPopupWindow.document.write("
"); smileyPopupWindow.document.write('
Закрыть окно
\n\t\n'); smileyPopupWindow.document.close(); } -->
B) :( :) :laugh:
:cheer: ;) :P :angry:
:unsure: :ohmy: :huh: :dry:
:lol: :silly: :blink: :blush:
:kiss: :woohoo: :side: :S
Еще смайлы

Обсуждение (0)
Нет комментариев.
< Пред.   След. >
   
Быстрый поиск
Иерусалимские зарисовки
Церковь посреди раскопок
Мобильная связь
054.orange.gif 052.cellcom.gif
050.pelephone.gif057.mirs.gif

Телевидение, телефон, интернет
hot.gif yes.png
bezeq.gif012.kavei_zahav.gif
013.netvision.jpg014.bezeqint.gif
Последние объявления
  • Требуются крановщики,обучение-работа.
    Требуются (24.06.2010)
  • Требуются крановщики,обучение,работа.
    Требуются (09.06.2010)
  • Требуются крановщики,обучение,работа.
    Требуются (08.06.2010)
  • продам квартиру в маале-адумим
    Продаю (28.05.2010)
  • Требуются крановщики
    Требуются (25.05.2010)

  • - Объявление с фото

    2008-2009 © Иерусалимский Информационный Портал
    При перепечатке информации ссылка обязательна.